Вакцина «Спутник V» по-разному действует на альфа- и бета-варианты коронавируса

26-07-2021, 19:48

Поскольку существующие ныне вакцины от коронавируса созданы на основе первоначальных штаммов SARS-CoV-2, ученые намерены понять, насколько они действенны против новых штаммов. Международная группа ученых из Аргентины и США под руководством профессора Медицинской школы госпиталя Маунт-Синай (США)  Бенхура Ли выяснила, что «Спутник V» на альфа- и бета-варианты коронавируса действует не одинаково. Например, для бета-штаммов вакцина не так эффективна. Но в целом препарат достаточно надежен в борьбе против обеих разновидностей. Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на журнал Nature Communications.

«Некоторые вариации коронавируса могут избегать действия антител от вакцины, причем характер этого маневра различается. При этом  подчеркиваем, что вакцина «Спутник V» будет защищать пациентов от тяжелых форм COVID-19 и при заражении этими штаммами вируса», – отметили исследователи.

Ученые взяли образцы сыворотки крови у 12 жителей Аргентины, получивших полный курс вакцинации «Спутником V» в начале 2021 года. После этого исследователи контролировали активность соединения антител из этих образцов с «муляжами» SARS-CoV-2 с белковыми оболочками коронавируса. Первые результаты показали, что основная масса вакцин не менее эффективна против новых разновидностей SARS-CoV-2, однако защищают они немного хуже. В среднем эффективность антител при нейтрализации штаммов с мутацией E484K по сравнению с оригинальными версиями вируса упала примерно в 2,8 раза, причем этот показатель заметно отличался для образцов сыворотки от разных пациентов.

Ученые связали такие результаты с принципиально разными механизмами уклонения этих вариаций SARS-CoV-2 от атак иммунитета. И выразили надежду, что при разработке новых вакцин от вируса и мониторинге эпидситуации данные этих исследований будут учитываться.

Напомним: Альфа - это разновидность британского вируса, которая появилась там в конце осени 2020 года, а штамм Бета примерно в это же время появился в ЮАР. Есть еще бразильский Гамма и индийский Дельта и другие.