Экологи: поджоги кочевников могли стать причиной исчезновения лесов на Алтае

27-10-2020, 12:23

Ученые-экологи с помощью новейших технологий восстановили последовательность событий послеледникового периода на территории современного Степного Алтая. Собрав образцы отложений со дна нескольких озер, ученые смогли определить дату исторического события превращения лесного Алтая в степь. Об этом информирует «РИА Новости».

Российские ученые в сотрудничестве с исследователями из Польши и Китая смогли восстановить цепочку событий, происходивших на территории Степного Алтая, начиная с таяния крупных ледников последнего ледникового периода. Экологи определили, в какой отрезок времени происходили крупные пожары в регионе, и как менялась флора данной местности. Ученые выяснили, что наиболее вероятной причиной исчезновения алтайского леса несколько сотен лет назад были кочевники, которые массово жгли костры и способствовали возникновению лесных пожаров.

«Пока мы не можем в точности сказать, что именно было причиной этих частых и очень обширных возгораний — то ли определённые климатические условия, или человеческий фактор. Мы знаем, что во второй половине первого тысячелетия нашей эры эта территории была под контролем тюркских каганатов, а в 1200-1700 годах оккупирована потомками Золотой Орды. Мы можем предположить, что кочевники выжигали пастбища, чтобы повысить их плодородие», - рассказала кандидат биологических наук и участник исследования Наталия Рудая.

Она отметила, что в результате проведенного исследования, никакой значимой связи между изменениями осадков и динамикой пожаров обнаружено не было. Рудая подчеркнула, что этот вопрос требует дальнейшего изучения с привлечением новых материалов, специалистов и методов.

Сообщается, что для проведения реконструкции древних событий ученые отобрали керны —образцы в форме брусков длиной более двух метров — донных отложений из озер Кучук и Малое Яровое, расположенных в Кулундинской степи Алтайского края. Эти озера образовались около 14 тысяч лет назад еще до начала голоцена — современной геологической эпохи, — и с того момента их донные отложения «записывали» историю региона. Такие керны, добытые с помощью бурения со дна озер, могут рассказать о истории климатических условий и даже степени атмосферных осадков. По частицам угля, которые содержатся в кернах, можно определить частоту, силу пожаров, а также их протяженность в пространстве.

В ходе исследования эксперты пришли к выводу, что первые более или менее значительные голоценовые пожары были зарегистрированы в Кулунде около 10,9-10,5 тысяч лет назад, причем топливом для них стали степные травы. А вот самые крупные пожары, захватывающие обширные территории, прошли здесь только около 5-4,5 тысяч лет назад.