Бывший командир АПЛ, капитан первого ранга Игорь Кудрин в интервью РИА Новости, которое было записано по случаю 60-летия с момента первого запуска из-под воды баллистической ракеты, рассказал об особенностях службы подводных лодок.
Первый пуск из-под воды баллистической ракеты состоялся 10 сентября 1960 года. Лодка, с которой осуществлялся запуск, шла со скоростью в 3,2 узла на глубине 30 метров.
За последующие десятилетия изменились и подводные лодки, и ракеты. Но тактика запуска баллистических ракет с подводных лодок практически не изменилась.
Кудрин рассказал, что ранее ракеты устанавливались не на атомоходы, а на дизель-электрические субмарины. Чтобы осуществить пуск, подводной лодке необходимо было всплыть, иначе ракета не попадала на срез ограждения рубки.
В такой позиции подводная лодка уже не была скрытой. Поэтому существовал риск, что после запуска баллистической ракеты субмарина будет обнаружена противником и уничтожена.
Пытаясь решить эту задачу, конструкторы предлагали много различных решений. Но при этом важно было понимать, что подводная стрельба возможна, когда субмарина находится в движении, а поток воды может «завалить» ракету, сбить ее с курса.
Чтобы решить эту проблему, было решено устанавливать в нижней части баллистической ракеты дополнительный «газовый» руль. Такой вариант предложил Сергей Ковалев.
Сейчас на вооружении ВМФ РФ состоит несколько типов баллистических ракет и их носителей. Также Россия создала первую в мире ракету с разделяющейся головной частью, а также с возможностью индивидуального наведения боевых блоков Р-29Р.